Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 15.05.2024, 08:06

Персональный сайт
Спивак Татьяны Юрьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением физики, математики, информатики», г. Оренбург

     Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Таким образом, совершенно необходимо создание условий для поддержки и развития одаренных детей.  Основным содержанием данного направления стало дальнейшее развертывание проектной и исследовательской деятельности учащихся предпрофильных и профильных классах с углубленным изучением информатики.
     Следует признать, что традиционно школа ориентировалась на знания как цель образования. На это сориентированы учебники, на проверку этого направлены экзамены. Так, учителя на уроках информатики готовят пользователей определенного программного продукта, которые отлично ориентируются в конкретной программе, где навыки отработаны до автоматизма. Потом выпускники школы не могут  сориентироваться при работе с программным продуктом схожим по назначению, но с измененным интерфейсом. Однако посредством только одной классно-урочной системы сформировать  у учащихся компетентности невозможно. Формирование компетентностей, представляющих собой опыт успешного осуществления того или иного вида деятельности, как раз и предполагает обязательную деятельность по их освоению.
     Мы полагаем, что важную роль в системе образования играют школы с углубленным изучением информатики. Они должны стать полигоном инноваций, предшествующих широкому внедрению ИКТ в образование, центрами для экспериментальной методической работы.
     В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением физики, математики, информатики» города Оренбурга осуществляется набор и обучение учащихся по трем профилирующим предметам. Основополагающей задачей в процессе обучения учащихся предпрофильных 8-9 классов мы считаем формирование умения решать исследовательские и практические задачи, требующие получения законченного продукта. На практике часто приходится сталкиваться низким уровнем владения учащимися информационно-коммуникационными технологиями, отсутствием информационной культуры. Средства ИКТ даже в 8-9 классах, как не печально признавать, являются не основой для решения разнообразных прикладных задач в учебной деятельности, а серьезным барьером (иногда даже психологическим) для учеников. У учащихся подчас возникают проблемы при работе на компьютере с файловой системой, текстовым и графическим редакторами  и другими стандартными и офисными программами. Причины можно отметить следующие: отсутствие преподавания информатики с применением ПК в начальной школе, ограниченное количество часов информатики в 5-7 классах (1 час в неделю), определенный контингент учащихся и т.п. В связи с этим разработаны приемы адаптивной методики освоения средств ИКТ через реализацию индивидуальных творческих учебно-исследовательских проектов по  информатике. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:

  • проблематизации (формированию проблемного поля, выделению ключевых проблем и разбиению их на подпроблемы);
  • управлению собственной познавательной деятельности (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);
  • выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;
  • представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.).

     Реализация проекта по информатике осуществляется в рамках одной учебной четверти. Тематика учебных проектов соответствует разделам программы, изучаемым в конкретном классе. Так в 8 классе возможны исследования по архитектуре ПК, прикладному и сервисному программному обеспечению, кодированию и измерению информации, истории развития вычислительной техники. Учебно-исследовательский проект включает в себя опорный конспект, тестовые задания, кроссворд, буклет, ребусы, плакат (формат А3), презентацию и итоговую защиту по выбранной теме. Следует отметить, что предоставленные темы уникальны, поэтому публичная защита проектов вызывает неподдельный интерес у учеников. Ребята спорят, обсуждают проблемы, уточняют друг у друга различные сведения, критикуют или восхищаются работами своих одноклассников, осуществляют рефлексию собственного опыта. Так, например, ученики 8 класса к такому виду деятельности подходят с большим интересом (физика, математика и информатика изучаются ими как профильные предметы первый год). Здесь себя могут проявить не только дети с незаурядными математическими способностями, ведь исследование подразумевает определенную творческую активность, поиск нестандартных подходов к решению поставленных задач.
     Выполнение проекта дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск, а учитель дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях, т.е. разработка проекта - это коллективная работа учащегося и учителя, одна из форм сотрудничества.
     Работа должна демонстрировать: соответствующие образовательному стандарту знания и умения в области конкретного предмета; способность фиксировать межпредметные связи; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать качественную оценку событиям и явлениям.
     Повысить уровень владения учащимися средствами ИКТ можно за счет вовлечения учащихся 5-7 классов в систему дополнительного образования («Университетская компьютерная школа», ОДТДиМ им. В.П. Поляничко и т.п.), в участие в различных конкурсах и олимпиадах по информатике. К слову сказать, профильные и предпрофильные классы в нашей школе полном составе принимают участие в конкурсах по профилирующим предметам.
     Учащиеся предпрофильных 8-9 классов обладают слабыми вычислительными навыками. В формировании хороших вычислительных навыков помогает система так называемых «четвертных» заданий. Каждый ученик на учебную четверть получает контрольную работу по текущим учебным темам. Главная особенность такой работы – индивидуальные варианты заданий, большое количество (порядка 50-60) заданий. На начальном этапе задачи могут однотипными и несложными, так как необходимо сформировать оперативные вычислительные навыки. Постепенно уровень сложности можно повышать. Разумеется, важно организовать четкую систему контроля над выполнением работы, разработать такие механизмы, которые бы позволили повышать мотивацию учащихся, создавать ситуацию успеха и атмосферу интеллектуальной прегнантности на учебном занятии. Осуществляется это посредством  работы с родителями, классным руководителем, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых, проведения индивидуальных консультаций. Проблемы, с которыми приходится сталкивать в таком виде деятельности, это, прежде всего, подбор заданий. Если в таких образовательных областях, как математика и физика у учителя есть возможность пользоваться разнообразными сборниками задач, дидактическими материалами на печатной основе, есть возможность обеспечить этими материалами каждого ученика,  то по информатике подобных материалов не так уж и много. На протяжении нескольких лет используется «Задачник-практикум» в двух частях под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. и др. Данная книга периодически переиздается, но новых подобных задачников, которые бы охватывали практически все темы учебной программы, а не только «Алгоритмизацию» и «Программирование», не появляется. Обеспечить учеников задачниками Семакина И.Г. не составляет труда, но возможность составить индивидуальные варианты контрольных работ по нему ограничена. Конечно, похожие материалы можно найти в сети Интернет или же разработать задания самому преподавателю, тем самым на плечи преподавателя ложится еще и  задача обеспечения такими заданиями каждого ученика. Несмотря на сложности, возникающие в процессе реализации такого вида учебной деятельности как индивидуальные контрольные работы, отдача очень большая. Таким образом, формируются вычислительные навыки, операционный стиль мышления, т. е. создается хороший задел для дальнейшей серьезной работы учащихся по подготовке к ГИА  и ЕГЭ, проведению учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают в руки «инструмент» для достижения более значимых целей.
     В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением физики, математики, информатики» г. Оренбурга в предпрофильных и профильных классах одной из форм контроля качества знаний учащихся является экзаменационная сессия. Дважды в год (декабрь, май) проходят экзамены в традиционной форме. Такая форма контроля является эффективной лишь при определенных условиях.  Сдача экзамена своего рода стресс для ребенка, поэтому необходимо четко организовать подготовку и проведение экзамена. Экзаменационный материал раздается в начале каждого полугодия. Это своего рода настрой для учащихся на эффективную работу на уроке, серьезную подготовку домашнего задания, внимательное изучение текста учебника, использование дополнительной литературы. Система подготовки к экзаменационной сессии включает в себя:

  • проведение долгосрочных практикумов по решению задач;
  • систему промежуточного контроля в форме тестов, самостоятельных, практических, контрольных работ;
  • преподнесение материала посредством обобщенных опорных схем, отражающих логику изложения той или иной темы;
  • проблемное изложение материала, позволяющее учащимся ощутить участие в генерировании новых знаний;
  • индивидуальные консультации с учащимися;
  • составление планов ответов по вопросам билетов;
  • работу с родителями;
  • подготовку экзаменационного материала в развернутой форме;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на всех этапах учебного процесса т.п.

Опыт показывает, что рассмотренная система реализации контроля качества знаний в нашем образовательном учреждении является наиболее эффективной, способствует повышению мотивации учения, мобилизует учащихся на самообразование и осознанное приобретение знаний, умений и навыков по профильным предметам.
     Таким образом, мы определяем, что основными целями и задачами курса информатики в предпрофильной основной школе является формирование у учеников основ научного мировоззрения, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Система организации учебного процесса должна способствовать созданию условий для саморазвития и самовоспитания личности, формированию у обучаемых достаточно полного системного представления о теоретической базе информатики и информационно-коммуникационных технологий, а также демонстрировать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики.

Категория: Мои статьи | Добавил: Spivak (05.12.2013) | Автор: Спивак Т.Ю.
Просмотров: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz