Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 29.04.2024, 18:12 |
| |
Приветствую Вас Гость |
|
Положительная мотивация на изучение предметаАналитическая справка по формированию положительной мотивации учащихся на изучение информатики в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга По мере взросления у многих учеников заметно снижается интерес к учёбе. Это связанно как с физиологическими аспектами, так и с уменьшением элемента новизны в изучаемых ими предметах. В связи с этим, необходимо на протяжении всего времени обучения поддерживать мотивацию школьников к обучению. Частичной причиной потери интереса к учёбе является наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в той или иной сфере. При этом ребёнок самостоятельно не может осознать степень поверхностности имеющихся у него знаний. Способность учителя распознать такого рода знания и помочь ученику получить более глубокие знания является одной из актуальных целей современного обучения. Особенность сложности мотивации к изучению информатики сочетает в себе, как присущую другим предметам описанную выше проблему ощущения компетентности у ребенка (на деле означающую поверхностность знаний), так и ошибочную ассоциацию предмета исключительно с работой на персональном компьютере. Проникновение персонального компьютера в жизнь современного школьника, использование его на уровне бытового прибора дома, практически исключило элемент новизны и, как следствие, снизило мотивацию к предмету как таковому. С целью изучения мотивов к обучению информатике в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга проведено анкетирование, в котором приняли участие 230 учащихся 5-11 классов. По результатам анкетирования выявлены следующие доминирующие мотивы:
Следует отметить, что мотивация к обучению достаточна высока; особенно ярко выражены мотивы, основанные на межличностных отношениях «учитель-ученик». Кроме того, мотивация имеет высокий уровень в классах с предпрофильным (8-9 классы) и профильным изучением информатики (10-11 классы). Индивидуализация процесса обучения является одним из ключевых моментов в решении данной проблемы и осуществляется по нескольким составляющим, таким как содержание, объём и время усвоения изучаемого материала. Снижение интереса к обучению, а затем и творческого развития у наиболее одаренных детей, вызывает тревогу. Практический опыт, показывает, что индивидуализации обучения недостаточно для полной реализации возможностей одаренных детей. Решение этой проблемы возможно применением специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. Повышение уровня учебной мотивации возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Для повышения мотивации школьников к изучению информатики, необходимо менять отношение детей к изучению этого предмета, делать его более серьёзным и осмысленным. Особенности реализации учебного плана образовательного учреждения с углубленным изучением информатики МОБУ «Лицей №8»
Важнейшей особенностью одаренных детей школьного возраста является ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, к самостоятельным формам исследовательской работы. Поэтому содержание обучающих программ лицея по профильным предметам, в частности по информатике для одаренных детей основано на:
Такая система работы позволяет:
В старших классах применяется метод контекстного обучения, с помощью которого осуществляется подготовка школьников к продолжению учебы в ВУЗах. Этот метод подразумевает подчинение изучения общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение должно приобретать более осознанный предметный (контекстный) характер, что в свою очередь должно способствовать усилению познавательного интереса и познавательной активности. Наличие профильного обучения в лицее даёт возможность повысить интерес учащихся к информатике, показать её тесную связь с другими учебными предметами, в которых информатика используется как прикладное средство. Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. В ходе обсуждения с родителями не только вырабатываются совместные решения тех или иных вопросов школьной жизни. Происходит постепенное изменение установок, изменение отношения к школе, ко многим принципиальным вопросам воспитания и обучения, развития ребенка. Проектная и исследовательская деятельность в профильных классах дает новые возможности в обновлении содержания образования, способствует формированию критического мышления, повышается качество образования. В последние годы наблюдается повышенный интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности в области информатики. В школьной НПК «Человек. Общество. Наука» в секциях «Прикладная информатика», «Программирование», «Мультимедийные технологии», «Мультимедиа в образовании», «Математика и информатика» принимают участие учащиеся 5-11 классов. Школьная НПК «Человек. Общество. Наука»
Следует отметить не только возросшее количество работ, но и их качество. предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровня:
Совместно с Оренбургским государственным университетом:
Все участники образовательного процесса (ученики, педагоги) включены в процесс самообразования. С целью повышения мотивации обучающихся в достижении индивидуальных образовательных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками разработана рейтинговая карта учащегося. В состав рейтинговой карты входят:
Все документы в портфолио собирает ученик (дипломы, грамоты, сертификаты). Итоговые документы по «портфолио» заполняются и контролируются классным руководителем. В конце года подсчитывается суммарный балл рейтинговой карты, составляется рейтинговый список. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность анализировать собственную деятельность, осуществить рефлексию.
Таким образом, внедрение средств ИКТ в образовательный процесс способствует повышению мотивации учащихся и эффективному ведению учебного процесса, в частности реализации проектной и исследовательской деятельности, учащихся не только в такой предметной области как информатика, но и в других предметных областях. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |