Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 18:12

Персональный сайт
Спивак Татьяны Юрьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Положительная мотивация на изучение предмета

Аналитическая справка по формированию положительной мотивации учащихся на изучение информатики в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга

По мере взросления у многих учеников заметно снижается интерес к учёбе. Это связанно как с физиологическими аспектами, так и с уменьшением элемента новизны в изучаемых ими предметах. В связи с этим, необходимо на протяжении всего времени обучения поддерживать мотивацию школьников к обучению.

Частичной причиной потери интереса к учёбе является наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в той или иной сфере. При этом ребёнок самостоятельно не может осознать степень поверхностности имеющихся у него знаний. Способность учителя распознать такого рода знания и помочь ученику получить более глубокие знания является одной из актуальных целей современного обучения.

Особенность сложности мотивации к изучению информатики сочетает в себе, как присущую другим предметам описанную выше проблему ощущения компетентности у ребенка (на деле означающую поверхностность знаний), так и ошибочную ассоциацию предмета исключительно с работой на персональном компьютере. Проникновение персонального компьютера в жизнь современного школьника, использование его на уровне бытового прибора дома, практически исключило элемент новизны и, как следствие, снизило мотивацию к предмету как таковому.

С целью изучения мотивов к обучению информатике в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга проведено анкетирование, в котором приняли участие 230 учащихся 5-11 классов. По результатам анкетирования выявлены следующие доминирующие мотивы:


Мотивы к обучению информатике

5-7 классы

8-9 классы

10-11 классы

Интересное содержание предмета

73%

65%

78%

Интересное преподавание

70%

73%

80%

Предмет имеет практическое значение

75%

77%

85%

Уважаю учителя

88%

90%

90%

Хотел бы получать дополнительные знания

55%

70%

67%

Следует отметить, что мотивация к обучению достаточна высока; особенно ярко выражены мотивы, основанные на межличностных отношениях «учитель-ученик». Кроме того, мотивация имеет высокий уровень в классах с предпрофильным (8-9 классы) и профильным изучением информатики (10-11 классы).

Индивидуализация процесса обучения является одним из ключевых моментов в решении данной проблемы и осуществляется по нескольким составляющим, таким как содержание, объём и время усвоения изучаемого материала.

Снижение интереса к обучению, а затем и творческого развития у наиболее одаренных детей, вызывает тревогу. Практический опыт, показывает, что индивидуализации обучения недостаточно для полной реализации возможностей одаренных детей. Решение этой проблемы возможно применением специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

Повышение уровня учебной мотивации возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Для повышения мотивации школьников к изучению информатики, необходимо менять отношение детей к изучению этого предмета, делать его более серьёзным и осмысленным.


Особенности реализации учебного плана образовательного учреждения с углубленным изучением информатики МОБУ «Лицей №8»


2-4 классы
1 час
в неделю

Курс "Информатики в играх и задачах".

Курс "Основы информационной культуры".

5-7 классы
1 час
в неделю

Университетская компьютерная школа.

Факультатив "Компьютерная графика".

Факультатив "Создание информационных моделей".

8-9 классы
2 часа
в неделю

Элективный курс "Исследование информационных моделей".

Элективный курс "Построение информационных моделей".

10-11 классы
4 часа
в неделю

Учебно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность.

Важнейшей особенностью одаренных детей школьного возраста является ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, к самостоятельным формам исследовательской работы. Поэтому содержание обучающих программ лицея по профильным предметам, в частности по информатике для одаренных детей основано на:
1) изучении глобальных, основополагающих тем;
2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
3) использование принципа междисциплинарности;
4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;
5) соблюдения принципа высокой насыщенности содержания (интеллектуальной прегнантности).
В целях повышения мотивации к обучению информатике особым образом выстроена классно-урочная система. На учебных занятиях по информатике отметить следующее:

  • обучение построено по принципу от простого к сложному;
  • на каждом уроке выдается практическое задание, содержащее пошаговую инструкцию его выполнения, в ходе которого происходит изучение нового материала;
  • ученик должен работу выполнить и увидеть готовый продукт своей деятельности;
  • после изучения темы выполняется творческая работа, в которой учащиеся должны показать и уровень усвоения пройденного материала и проявить творчество.

Такая система работы позволяет:

  • перейти от схемы «учитель-ученик» к схеме «консультант- консультируемый»;
  • каждому ученику работать в своем темпе;
  • ребенку выстроить собственный образовательный путь в данной предметной области;
  • увидеть свою работу на каждом уроке и самому ее оценить;
  • легко восстановить свои пробелы в обучении;
  • учителю уделить время на уроке на индивидуальную работу с учащимися;
  • достаточно глубоко изучить некоторые направления информатики и информационных технологий;
  • попробовать себя в профессиональной деятельности, связанной с информатикой.

В старших классах применяется метод контекстного обучения, с помощью которого осуществляется подготовка школьников к продолжению учебы в ВУЗах. Этот метод подразумевает подчинение изучения общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение должно приобретать более осознанный предметный (контекстный) характер, что в свою очередь должно способствовать усилению познавательного интереса и познавательной активности.

Наличие профильного обучения в лицее даёт возможность повысить интерес учащихся к информатике, показать её тесную связь с другими учебными предметами, в которых информатика используется как прикладное средство.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. В ходе обсуждения с родителями не только вырабатываются совместные решения тех или иных вопросов школьной жизни. Происходит постепенное изменение установок, изменение отношения к школе, ко многим принципиальным вопросам воспитания и обучения, развития ребенка.

Проектная и исследовательская деятельность в профильных классах дает новые возможности в обновлении содержания образования, способствует формированию критического мышления, повышается качество образования.

В последние годы наблюдается повышенный интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности в области информатики. В школьной НПК «Человек. Общество. Наука» в секциях «Прикладная информатика», «Программирование», «Мультимедийные технологии», «Мультимедиа в образовании», «Математика и информатика» принимают участие учащиеся 5-11 классов.

Школьная НПК «Человек. Общество. Наука»

Учебный год

Количество работ по информатике

2010-2011

27

2011-2012

35

2012-2013

38

Следует отметить не только возросшее количество работ, но и их качество.

предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровня:

  • Международная конкурс-игра по информатике «Инфознайка»;
  • Международная конкурс-игра по информатике "КИТ”;
  • Всероссийский конкурс «Познание и творчество»;
  • Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике «Эрудит»;
  • Областная физико-математическая конференция;
  • Областная социально-гуманитарная олимпиада в ОГИМ;
  • Областная НПК «Наше будущее—наука XXI века»;
  • Студенческая НПК "Горизонты науки и образования”;
  • Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике;
  • Городская НПК «Интеллектуалы XXI века»;
  • Городские конкурсы компьютерной графики «Свет далеких планет», "И помнит мир спасенный”, конкурс фото и видео творчества «Родом из детства»;
  • Городской этап «Информашки».

Совместно с Оренбургским государственным университетом:

  • Открытая областная олимпиада школьников и студентов по программированию;
  • Олимпиада по информатике (ФИТ);
  • Открытая студенческая личная олимпиада по программированию (с участием школьников);
  • Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов (Ассоциация «Оренбургский университетский учебный округ»);
  • Областной дистанционный конкурс компьютерных работ школьников и студентов "Компьютер и Кo" ;
  • Творческий конкурс по информатике "Университетская IT-весна".

Все участники образовательного процесса (ученики, педагоги) включены в процесс самообразования. С целью повышения мотивации обучающихся в достижении индивидуальных образовательных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками разработана рейтинговая карта учащегося. В состав рейтинговой карты входят:

  • Дипломы российских и областных, городских олимпиад и конкурсов;
  • Почетные грамоты, благодарственные письма за участие в российских, областных и городских олимпиад, конкурсах;
  • Сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования;
  • Дипломы районных олимпиад, конкурсов, конференций;
  • Почетные грамоты за участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • Свидетельства участия в школьных и межшкольных научных обществах;
  • Дипломы школьных предметных олимпиад;
  • Сведения о среднем балле изучения учебных дисциплин за четверть, полугодие, год.

Все документы в портфолио собирает ученик (дипломы, грамоты, сертификаты). Итоговые документы по «портфолио» заполняются и контролируются классным руководителем. В конце года подсчитывается суммарный балл рейтинговой карты, составляется рейтинговый список. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность анализировать собственную деятельность, осуществить рефлексию.
В Лицее №8 ведется серьезная работа по внедрению средств ИКТ в учебный процесс:

  • ежегодно проводятся семинары учителей-предметников «Применение Интернет-технологий средств мультимедиа на уроках»,
  • каждый учитель-предметник (1-11 классы) раз в четверть дает открытый урок с применением средств ИКТ;
  • разработаны дидактические модели уроков с применением средств ИКТ и рекомендации по ведению таких уроков;
  • проводится всеобуч учителей-предметников учителями информатики;
  • на школьных методических объединениях анализируются результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс, обсуждаются положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий;
  • разработан график работы учащихся и учителей школы в сети Интернет;
  • организована деятельность по созданию ЦОР по различным предметам, продолжает формироваться банк ЦОР;
  • ведется работа по внедрению информационных технологий не только в образовательный процесс, но и воспитательный (применение средств ИКТ в воспитательных мероприятиях: вечерах, КВНах, выставках);
  • проводится подготовка учащихся к ЕГЭ в компьютерных классах в on-line режиме;
  • организована работа по дистанционному обучению учащихся и учителей школы, участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах и т.п.;
  • при школе осуществляет свою деятельность Университетская компьютерная школа (ОГУ);
  • активно ведется работа по подготовке учебно-исследовательских и проектных работ учащихся с применением средств ИКТ.

Таким образом, внедрение средств ИКТ в образовательный процесс способствует повышению мотивации учащихся и эффективному ведению учебного процесса, в частности реализации проектной и исследовательской деятельности, учащихся не только в такой предметной области как информатика, но и в других предметных областях.

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz