Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 12:25

Персональный сайт
Спивак Татьяны Юрьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь родителям

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе с применением современных информационно-коммуникационных технологий

Спивак Т.Ю., заместитель директора по ИКТ



Компьютер и здоровье школьников

Негативное влияние ПК на человека

Охрана психического здоровья

Признаки компьютерной зависимости (игровой зависимости, интернет зависимости)

Интернет фильтр для детей - Интернет Цензор

Как сохранить зрение при работе за компьютером



Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.
Одной из задач федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств.
Информатизация общеобразовательных учреждений - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки, учащихся с использованием информационных технологий: электронных учебных пособий, мультимедийных энциклопедий или иных информационно-справочных материалов, электронных лабораторных практикумов, тренажерных комплексов для самостоятельной работы, контрольно-тестирующих комплексов и т.д.
Тем самым обусловлено изучение влияния компьютера на здоровье школьников. В соответствии с целью исследования его задачи состояли в изучении прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника, а также влияния компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании, Интернет-зависимости и т.п.). Основным методом исследования было анкетирование школьников и анализ полученных анкетных данных. Проведению анкетирования предшествовало предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.
Анкетирование было проведено среди учащихся 1–11-х классов. Опрошено 646 школьников.
Анализ результатов
По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 92% учащихся имеют дома компьютер; 94% умеют работать на нем, при этом 36% учащихся начали работать на компьютере с 4–6 лет, 42% – с 6–9 лет, 22% – с 10–12 лет.
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 63,4%, от 4 до 10 ч в день – 18,6%; не работают за компьютером – 18%.
В компьютерные игры играют 84% учащихся, постоянно играют 68%, от 4 до 10 ч в день – 12% и от 6 до 10 ч – 6%. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 29,2% учеников. Существенно, что 133 ученика (22%) любят игры, в которых присутствуют террор и насилие, а 7% учащихся играют на компьютере в карты.
Среди опрошенных 215 учащихся (33%) заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
– провел хотя бы одну ночь у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходит домой и сразу садится за компьютер;
– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
– пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Около 23% (100 чел.) ответили, что они посещают игровые залы, где проводят от 0,5 до 10 ч, 4,9% учащихся – от 3 до 10 ч в день. Это тоже указывает на то, что появилась зависимость от компьютера.
Компьютер предпочли спорту 133 школьника (74%), а общению с другом 83%; 48% учащихся выбрали чтение книги и 86% прогулку вместо компьютера; 81 ученик (18,6%) ответил, что непосредственному общению они предпочитает общение через компьютер.
Нарушения зрения наблюдаются у 25% учащихся. Гимнастику для глаз делают только 46,6%, из них 17,2% делают ее один раз в день, 5,5% – два раза, 3,7% – три раза в день.
Выводы
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Основным моментом здоровьесберегающей технологии с применением современных информационно-коммуникационных технологий являются требования безопасности во время занятий.
Нормы времени работы обучающихся за компьютером во время учебного занятия:
- для обучающихся начальной школы 10-15 минут
- для обучающихся средней ступени 20-25 минут
- для обучающихся старшей ступени 30 минут.
Учитель должен неукоснительно следить за выполнением следующих требований обучающимися:
1. Включать аппаратуру по указанию учителя.
2. При слабом зрении одевать очки.
3. При работе на ПЭВМ соблюдать правильную посадку : сидеть прямо, не сутулясь, опираясь областью лопаток на спинку стула, с небольшим наклоном головы вперёд; предплечья должны опираться на поверхность стола; уровень глаз должен приходиться на центр экрана.
4. Соблюдать расстояние от глаз до экрана ( 50-70 см)
5. Соблюдать длительность работы на ПЭВМ ( в течение урока не более 20-25 минут).
6. Делать гимнастику для глаз через каждые 15 минут работы с дисплеем.
7. Не трогать разъёмы соединительных кабелей.
8. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
9. Не прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.
10. Не класть на монитор и клавиатуру книги, диски, тетради.
11. Не работать во влажной одежде и влажными руками.
12. Не выполняйте работы, не предусмотренные заданием учителя.
Педагогу в организации и проведении урока также необходимо учитывать:
 обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д
 число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
 среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
 число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
 чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
 место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
 физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
 наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
 наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

Эргономические требования к презентации:
Мультимедийные обучающие презентации помогают преподавателю удобно и наглядно представить материал. Эргономические требования – требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе.
В психологии выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. На уроках в начальной школе большую роль играют зрительное и слуховое восприятия. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. При восприятии изучаемого материала на уроке с использованием мультимедийной презентации, как показывает практика, внимание учащихся резко повышается, так как она сопровождается сменой интересных слайдов.
Соотношение цветов в цветовой палитре МСО может формировать определенный психологический настрой работы с программным средством. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, к перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма здесь часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора.
Также при создании МСО следует использовать не более 5 цветов во всей презентации, подбирать необходимо гармоничные цветовые сочетания.
Шрифты рекомендуется использовать стандартные – Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации – шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Выделять учебный материал, предназначенный для запоминания, подчеркиванием, размером шрифта и т.п. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый стиль изложения материала, адаптированный к возрастным особенностям младших школьников.
Объекты компоновать рекомендуется близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в поле главного объекта не более 4 – 6 второстепенных объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном.
Для оптимизации изучения информации на экране компьютера рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением.
Информация на экране должна быть разбита на четыре сектора с учетом восприятия материала органами зрения. Основной информационный блок должен находиться в правом верхнем углу (50%). Так как считывание информации осуществляется против часовой стрелки, следующий блок материала должен находиться в левом верхнем углу (25%), далее соответственно – 10 и 15%. Визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию. Должны иметься ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
Так как презентация обычно создается на 1 урок, то количество слайдов должно составлять 7 – 10, что диктуется особенностью восприятия младшего школьника. 0 слайд включает в себя название презентации, 1 слайд – цель изучения материала, 2 и последующие слайды включают уже само содержание, последний слайд – выводы и заключение.
Как было уже отмечено выше, на уроках в начальной школе важную роль, помимо зрительного восприятия, играет также слуховое восприятие.
Слуховой аппарат человека сформирован таким образом, чтобы позволять ему улавливать и различать колебания воздуха, даже очень слабые по интенсивности. На слух мы определяем расположение источника звука в пространстве; воспринимаем неречевые звуки, например, музыку; наконец, воспринимаем и различаем звучащую речь – наиболее распространенный и естественный способ коммуникации.
Смысл любого сообщения на 7% передается словами (вербально), на 38% – интонацией говорящего и более 50% – передается мимикой, жестами, позой говорящего. При создании МСО включение дополнительных звуковых эффектов не должно превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только для привлечения внимания школьников к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.


Семинар «Информатизация образовательного процесса и его здоровьесберегающее сопровождение»

Решение:
1. С учетом рекомендаций по безопасному использованию учащимися компьютера и компьютерных технологий классным руководителям провести классные часы.
2. На родительских собраниях обсудить вопрос о мерах безопасности при работе ребенка за компьютером и в сети Интернет (установка контентных фильтров, ограничение работы по времени, соблюдение эргономических требований к программным продукта) с целью сохранения здоровья.
3. Учителям предметникам учитывать гигиенические требования при использовании компьютерной техники на уроках (физкультминутки, проветривание, влажная уборка).
4. Психологу и классным руководителям организовать работу для категории учащихся, которые показали по результатам тестирования признаки развития компьютерной зависимости.
5. Включить в план работы школы повторное анкетирование учащихся по определению степени компьютерной зависимости (в конце года).
6. Продолжить работу по материально-техническому оснащению школы (системы кондиционирования в компьютерных классах и электронной учительской).
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz