Аналитическая справка по формированию положительной мотивации учащихся на изучение информатики в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга
По мере взросления у многих учеников заметно снижается интерес к учёбе. Это связанно как с физиологическими аспектами, так и с уменьшением элемента новизны в изучаемых ими предметах. В связи с этим, необходимо на протяжении всего времени обучения поддерживать мотивацию школьников к обучению.
Частичной причиной потери интереса к учёбе является наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в той или иной сфере. При этом ребёнок самостоятельно не может осознать степень поверхностности имеющихся у него знаний. Способность учителя распознать такого рода знания и помочь ученику получить более глубокие знания является одной из актуальных целей современного обучения.
Особенность сложности мотивации к изучению информатики сочетает в себе, как присущую другим предметам описанную выше проблему ощущения компетентности у ребенка (на деле означающую поверхностность знаний), так и ошибочную ассоциацию предмета исключительно с работой на персональном компьютере. Проникновение персонального компьютера в жизнь современного школьника, использование его на уровне бытового прибора дома, практически исключило элемент новизны и, как следствие, снизило мотивацию к предмету как таковому.
С целью изучения мотивов к обучению информатике в МОБУ «Лицей №8» г. Оренбурга проведено анкетирование, в котором приняли участие 230 учащихся 5-11 классов. По результатам анкетирования выявлены следующие доминирующие мотивы:
5-7 классы |
8-9 классы |
10-11 классы |
|
Интересное содержание предмета |
73% |
65% |
78% |
Интересное преподавание |
70% |
73% |
80% |
Предмет имеет практическое значение |
75% |
77% |
85% |
Уважаю учителя |
88% |
90% |
90% |
Хотел бы получать дополнительные знания |
55% |
70% |
67% |

Следует отметить, что мотивация к обучению достаточна высока; особенно ярко выражены мотивы, основанные на межличностных отношениях «учитель-ученик». Кроме того, мотивация имеет высокий уровень в классах с предпрофильным (8-9 классы) и профильным изучением информатики (10-11 классы).
Индивидуализация процесса обучения является одним из ключевых моментов в решении данной проблемы и осуществляется по нескольким составляющим, таким как содержание, объём и время усвоения изучаемого материала.
Снижение интереса к обучению, а затем и творческого развития у наиболее одаренных детей, вызывает тревогу. Практический опыт, показывает, что индивидуализации обучения недостаточно для полной реализации возможностей одаренных детей. Решение этой проблемы возможно применением специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Повышение уровня учебной мотивации возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Для повышения мотивации школьников к изучению информатики, необходимо менять отношение детей к изучению этого предмета, делать его более серьёзным и осмысленным.
Особенности реализации учебного плана образовательного учреждения с углубленным изучением информатики МОБУ «Лицей №8»
2-4 классы 1 час в неделю |
Курс "Информатики в играх и задачах". |
Курс "Основы информационной культуры". |
|
5-7 классы |
Университетская компьютерная школа. |
Факультатив "Компьютерная графика". |
|
Факультатив "Создание информационных моделей". |
|
8-9 классы |
Элективный курс "Исследование информационных моделей". |
Элективный курс "Построение информационных моделей". |
|
10-11 классы |
Учебно-исследовательская деятельность. |
Проектная деятельность. |
Важнейшей особенностью одаренных детей школьного возраста является ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, к самостоятельным формам исследовательской работы. Поэтому содержание обучающих программ лицея по профильным предметам, в частности по информатике для одаренных детей основано на:
1) изучении глобальных, основополагающих тем;
2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
3) использование принципа междисциплинарности;
4) рассмотрении задач "открытого типа", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;
5) соблюдения принципа высокой насыщенности содержания (интеллектуальной прегнантности).
В целях повышения мотивации к обучению информатике особым образом выстроена классно-урочная система. На учебных занятиях по информатике отметить следующее:
- обучение построено по принципу от простого к сложному;
- на каждом уроке выдается практическое задание, содержащее пошаговую инструкцию его выполнения, в ходе которого происходит изучение нового материала;
- ученик должен работу выполнить и увидеть готовый продукт своей деятельности;
- после изучения темы выполняется творческая работа, в которой учащиеся должны показать и уровень усвоения пройденного материала и проявить творчество.
Такая система работы позволяет:
- перейти от схемы «учитель-ученик» к схеме «консультант- консультируемый»;
- каждому ученику работать в своем темпе;
- ребенку выстроить собственный образовательный путь в данной предметной области;
- увидеть свою работу на каждом уроке и самому ее оценить;
- легко восстановить свои пробелы в обучении;
- учителю уделить время на уроке на индивидуальную работу с учащимися;
- достаточно глубоко изучить некоторые направления информатики и информационных технологий;
- попробовать себя в профессиональной деятельности, связанной с информатикой.
В старших классах применяется метод контекстного обучения, с помощью которого осуществляется подготовка школьников к продолжению учебы в ВУЗах. Этот метод подразумевает подчинение изучения общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение должно приобретать более осознанный предметный (контекстный) характер, что в свою очередь должно способствовать усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Наличие профильного обучения в лицее даёт возможность повысить интерес учащихся к информатике, показать её тесную связь с другими учебными предметами, в которых информатика используется как прикладное средство.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. В ходе обсуждения с родителями не только вырабатываются совместные решения тех или иных вопросов школьной жизни. Происходит постепенное изменение установок, изменение отношения к школе, ко многим принципиальным вопросам воспитания и обучения, развития ребенка.
Проектная и исследовательская деятельность в профильных классах дает новые возможности в обновлении содержания образования, способствует формированию критического мышления, повышается качество образования.
В последние годы наблюдается повышенный интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности в области информатики. В школьной НПК «Человек. Общество. Наука» в секциях «Прикладная информатика», «Программирование», «Мультимедийные технологии», «Мультимедиа в образовании», «Математика и информатика» принимают участие учащиеся 5-11 классов.
Школьная НПК «Человек. Общество. Наука»
Учебный год |
Количество работ по информатике |
2010-2011 |
27 |
2011-2012 |
35 |
2012-2013 |
38 |
Следует отметить не только возросшее количество работ, но и их качество.
предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровня:
- Международная конкурс-игра по информатике «Инфознайка»;
- Международная конкурс-игра по информатике "КИТ”;
- Всероссийский конкурс «Познание и творчество»;
- Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике «Эрудит»;
- Областная физико-математическая конференция;
- Областная социально-гуманитарная олимпиада в ОГИМ;
- Областная НПК «Наше будущее—наука XXI века»;
- Студенческая НПК "Горизонты науки и образования”;
- Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике;
- Городская НПК «Интеллектуалы XXI века»;
- Городские конкурсы компьютерной графики «Свет далеких планет», "И помнит мир спасенный”, конкурс фото и видео творчества «Родом из детства»;
- Городской этап «Информашки».
Совместно с Оренбургским государственным университетом:
- Открытая областная олимпиада школьников и студентов по программированию;
- Олимпиада по информатике (ФИТ);
- Открытая студенческая личная олимпиада по программированию (с участием школьников);
- Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов (Ассоциация «Оренбургский университетский учебный округ»);
- Областной дистанционный конкурс компьютерных работ школьников и студентов "Компьютер и Кo" ;
- Творческий конкурс по информатике "Университетская IT-весна".
Все участники образовательного процесса (ученики, педагоги) включены в процесс самообразования. С целью повышения мотивации обучающихся в достижении индивидуальных образовательных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками разработана рейтинговая карта учащегося. В состав рейтинговой карты входят:
- Дипломы российских и областных, городских олимпиад и конкурсов;
- Почетные грамоты, благодарственные письма за участие в российских, областных и городских олимпиад, конкурсах;
- Сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования;
- Дипломы районных олимпиад, конкурсов, конференций;
- Почетные грамоты за участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях;
- Свидетельства участия в школьных и межшкольных научных обществах;
- Дипломы школьных предметных олимпиад;
- Сведения о среднем балле изучения учебных дисциплин за четверть, полугодие, год.
Все документы в портфолио собирает ученик (дипломы, грамоты, сертификаты). Итоговые документы по «портфолио» заполняются и контролируются классным руководителем. В конце года подсчитывается суммарный балл рейтинговой карты, составляется рейтинговый список. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность анализировать собственную деятельность, осуществить рефлексию.
В Лицее №8 ведется серьезная работа по внедрению средств ИКТ в учебный процесс:
- ежегодно проводятся семинары учителей-предметников «Применение Интернет-технологий средств мультимедиа на уроках»,
- каждый учитель-предметник (1-11 классы) раз в четверть дает открытый урок с применением средств ИКТ;
- разработаны дидактические модели уроков с применением средств ИКТ и рекомендации по ведению таких уроков;
- проводится всеобуч учителей-предметников учителями информатики;
- на школьных методических объединениях анализируются результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс, обсуждаются положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий;
- разработан график работы учащихся и учителей школы в сети Интернет;
- организована деятельность по созданию ЦОР по различным предметам, продолжает формироваться банк ЦОР;
- ведется работа по внедрению информационных технологий не только в образовательный процесс, но и воспитательный (применение средств ИКТ в воспитательных мероприятиях: вечерах, КВНах, выставках);
- проводится подготовка учащихся к ЕГЭ в компьютерных классах в on-line режиме;
- организована работа по дистанционному обучению учащихся и учителей школы, участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах и т.п.;
- при школе осуществляет свою деятельность Университетская компьютерная школа (ОГУ);
- активно ведется работа по подготовке учебно-исследовательских и проектных работ учащихся с применением средств ИКТ.
Таким образом, внедрение средств ИКТ в образовательный процесс способствует повышению мотивации учащихся и эффективному ведению учебного процесса, в частности реализации проектной и исследовательской деятельности, учащихся не только в такой предметной области как информатика, но и в других предметных областях.